ФГОС

Федеральный государственный стандарт
 дошкольного образования

    Дошкольное образование, согласно ФЗ "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступившему в силу 1 сентября 2013 г.,  направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
   С 1 января 2014 года действует новый федеральный государствен-ный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый  стандарт представляется как уникальное соглашение между семьей и государством.
·       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
  В первую очередь, это:
·       расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
·       обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
·       минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
·       приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·       развитие интереса и мотивации детей к познанию и творчеству;
·       развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
·       разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
·       соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
Для успешной реализации Стандарта должны быть обеспечены следующие
психолого - педагогические условия:

● уважение педагогов и родителей к человеческому достоинству ребенка, формирование и поддержка его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого - возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
● поддержка педагогами и родителями положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для них видах деятельности;
● возможность выбора ребенком материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
● защита ребенка от всех форм физического и психического насилия;
● построение взаимодействия  педагогов и родителей в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечения в непосредственно образовательный процесс.
       Таким образом, тесное сотрудничество педагогов и родителей по организации психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса в детском саду и в домашних условиях  гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности развиваться до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Успехов вам, уважаемые родители!
Своевременна ли стандартизация
дошкольного образования?

Единые критерии и подходы в образовании должны осуществляться на всех ступенях образования. Это поможет реализовать в более полной мере конечный результат - модель выпускника современного уровня. В первую очередь стандарт нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей.  Это должны быть, прежде всего,развивающие стандарты, коммуникативные стандарты, помогающие ребенку сложиться как личности, а не просто стандарт того, какие знания ребенок должен получить в возрасте от 3 до 7 лет.
Насколько необходима стандартизация
дошкольного образования?
Безусловно, она необходима, т.к. основана на личностно-ориентированной модели, придает равное значение и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход даст лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе.
Могло ли отсутствие ФГОС ДО
усугублять отставание дошкольного образования
в ряду других образовательных ступеней?
Это закономерно, потому что воспитание дошкольников не позволяло качественно подготовить детей к непосредственному входу в школьную среду, которая уже работает по новым стандартам. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие,  то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах развития ребенка.В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Что такое «образовательный стандарт»
 для дошкольников?
Слово «стандарт» очень часто вызывает среди родителей мучительную тревогу - что это такое, для чего? Чтобы избежать лишний волнений, предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с основными положениями стандарта, понять его главные целевые ориентиры.
      Начнем с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть ориентирован на успех.
Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого еще не было никогда. Следовательно, должны быть предложены правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации.Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Стандарт может быть разнообразным?

Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуаль-ность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. Важно понять, что любой вид детских занятий должен сочетать в себе игру, творчество, увлекательное познание, общение…
Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... … И очень часто взрослые занимают ребенка тем, что вовсе не занимательно для него. Тогда как «занимательность» содержания в дошкольном возрасте – критерий его образовательной ценности. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Дошкольное образование - «пропедевтика»
 или базис системы образования?

Стандарт предлагает систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь есть свои рифы, риски. И эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие, в хорошем смысле, дерзкие? Можно привести простой пример: когда ребенку дали картинки из сказки Пушкина, он приставил свои пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 3 годам дети приобщаются к информационной социализации, становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и  дает стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству. Само дошкольное образование – не просто «пропедевтика», а базис системы образования, специфические психологические завоевания дошкольного возраста как раз и создают почву для формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФЗ «Об образовании в РФ» в качестве одной из целей дошкольного образования.
Что должно измениться в работе воспитателя
с введением стандарта?
Изменится отношение воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание. Также изменятся измеряемые качественные показатели отчеты по ним, как результат установится необходимый минимум, которым должны обладать дети для перехода из  детского сада в школу
    Педагоги дошкольных учреждений считают, что дети не успевают прожить свой биологический возраст из-за того, что родители предъявляют к ним слишком высокие требования, например, хотят, чтобы уже в детском саду детей учили читать.       А школьные учителя хотят, чтобы дети приходили в первый класс, умея читать, писать. Стандарт дошкольного образования связан с ведущими стандартами мирового сообщества, направлен, прежде всего, на развитие ребенка, на творчество, на формирование предпосылок учебной деятельности, а не то, чтобы в детских садах всех детей учили читать - писать.  
        «В детском саду ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным” взрослым (воспитателем), поэтому одним из важных условий ФГОС являетсятребования к воспитателю детского сада.
Педагог  в детском саду– ключевая фигура
в организации образовательного процесса.
Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. По­этому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого
взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в позна­нии окружающей действительности, раскрытию его неповто­римой
индивидуальности.
Родители ребенка – ключевая фигура
в организации воспитания, образования и развития
 ребенка в условиях семьи.
В связи с введением Стандарта, необходимо пересмотрение роли родителей, их умения организо­вать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать возрастные особенности и рационально сопровождать развитие малыша.
Может ли проводиться оценка развития ребенка?

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
· индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
· оптимизации работы с группой детей.
    При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Каковы допустимые нормы образовательной     
   нагрузки для детей дошкольного возраста?
Максимально допустимый объем непосредственно образовательной деятельности должен соответствовать санитарно-эпидемиологичес-ким правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 и составляют:

Возрастная группа
Длительность занятия (НОД)
Количество занятий в день
Количество     занятий в неделю
1 младшая
8-10 мин
2 (утро и вечер)
10
2 младшая
15 мин
2 (утро и вечер)
11
средняя
20 мин
2-3  (утром)
12
старшая
25 мин
3 (утром)
15
подготовительная
30 мин
3 (утром)
15

                               
Дошкольники теперь будут больше учиться?

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности.Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта - исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

-Как проверить, освоил ребенок этот стандарт
или нет? Будет ли проводиться тестирование
 перед первым классом?

Никаких оценок академических достижений ребенка дошкольного возраста!!! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия, проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм тестирования, в том числе и единого государственного экзамена для малышей, не будет, что четко определяет стандарт дошкольного образования.

Стандарт предлагает единую модель,
которая устроит родителей, учителей, воспитателей
и пойдет на благо самим детям.
Это все можно совместить?

Стандарт является основой для преемственности и целостности взаимодействия всех участников образовательно - воспитательного процесса. Такая преемственность просто необходима ради развития каждого ребенка. Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Стандарт дошкольного образования направлен на изменение сознания педагогов, родителей, они должны стать профессионалами по сопровождению развития  личности каждого ребенка.
Что стало основой для разработки стандарта?

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека, (самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей, педагогов и детей;
· уважение личности ребенка;
· реализация Программы в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
В Стандарте учитываются:
·  индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
· возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Какова направленность стандарта на родителей
воспитанников детского сада?

Родители – первые воспитатели ребенка, полноправные участники образовательной деятельности. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт имеет отношение к формам
семейного дошкольного образования?

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Что входит в содержание коррекционной работы
в детском саду?
 Содержание коррекционной работы, как раздела программы не является обязательным, в случае же  ее включения  в содержа-ние образовательной программы по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, содержание данного раздела определяется учреждением самостоятельно.
Данный раздел может использование специальных образователь-ных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивиду-альных коррекционных занятий и осуществления квалифици-рованной коррекции нарушений развития ребенка. Обязательное условие: решение психолого - медико - педагогичес-кой комиссии,  взаимодействие с медицинсими службами и согласие родителей,
Коррекционная работа может быть направлены на:
·  оказание квалифицированной помощи ребенку в освоении Программы;
·  коррекция речевых расстройств, физиологических (сколиоз, плоскостопие) и т.д.
·  разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и социальной адаптации.
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
·  уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
·  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности ребенка, учет социальной ситуации его развития;
·  поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
·  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
·  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
·  защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Предусмотрены ли в стандарте приоритетные
виды образовательной деятельности?
Образовательная деятельность с воспитанниками детского сада, в соответствии со стандартом,  конечно же, зависит, в первую очередь, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и определяется целями и задачами образовательной Программы, и может реализовываться в различных видах детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.
Но ведь должны учитываться психические и физиологические показателями развития
 детей дошкольного возраста?
Образовательная программа детского сада трактуется в стандарте как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. В работе с дошкольниками, в соответствии с психическими и физиологическими показателями развития детей используются следующие виды деятельности:
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; эксперимен-тирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, и пр.), восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- с детьми дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из раз-ного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка и др.
Существуют ли какие-либо общие принципы дошкольного образования и как их учитывает стандарт?

Стандарт в обязательном порядке учитывает все основные принципы дошкольного образования:
· полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
· построение образовательной деятельности на основе индивиду-альных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· сотрудничество с семьей;
· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
· учет этнокультурной ситуации развития детей.

Какие задачи стоят перед родителями
по реализации Стандарта?
Стандарт направляет родителей  на решение следующих задач:
· охрана, укрепление физического и психического здоровья детей;
· создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Как связаны стандарт и образовательная
программа детского сада?

Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
-предметно-пространственная развивающая образовательная среда
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к людям, к себе самому.

Какова направленность образовательной программы?

Программа дошкольного образования разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно, на основе примерных государственных образовательных программ.Образовательная программа детского сада трактуется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Должны ли родители знать направления
образования детей в детском саду?
Несомненно, ведь родители – полноправные и активные участники образовательного процесса. В соответствии со стандартом содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в пяти образовательных областях. Предлагаем вам познакомиться с ними поближе.
                               
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения; становление самостоя-тельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формиро-вание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображе-ния и творческой активности; формирование первичных представле-ний о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностного восприятия произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружаю-щему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольк-лора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в видах двигательной деятельности детей, развитие физических качеств: координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики рук, ходьбы, бега, прыжки, повороты в обе стороны, формирование представлений о видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий